Рядный 4-х цилиндровый мотор начал разрабатываться в 1962 году и пробыл на конвейере довольно-таки длительное время аж до 1988 года. За все время производства компания BMW выпустила 3,5 млн.двигателей серии М10.Решение о разработке этого мотора было принято в конце 50-х годов прошлого столетия. Компания BMW обратилась за помощью к барону, автогонщику и инженеру Алексу Фон Фалькенхаузену. Барону предложили разработать бензиновый мотор объемом 1,3 литра, однако самому Алексу данное решение показалось не уместным и он предложил разработать мотор объемом 1,5 литра. Компания BMW согласилась с предложением инженера и разработка мотора объемом 1,5 литра началась полным ходом. В дальнейшем конструкция двигателя позволяла увеличить объем в плоть до 2-х литров. Что и привело к многочисленным модификациям этого силового агрегата.
Первые двигатели М10 были оснащены карбюраторами, затем очередь дошла и до распределенного впрыска топлива. Помимо обычных карбюраторов некоторые моторы М10 серии оснащались двойными карбюраторами. Удивительно, но даже в те года некоторые модификации моторов оснащались турбокомпрессором.
Отличия в объеме моторов достигалось за счет увеличения хода поршня, либо расточки цилиндров. В начале производства моторы объемом 1,5 литра обозначались индексом M115, объемом 1,6 литра как M116. В 1975 году двигатели начали иметь индекс M10. Пять лет спустя обозначение выглядело следующим образом M10B18, что означало, что мотор данной серии имеет объем 1,8 литра.
Мотор имеет следующие особенности:
1)Чугунный блок цилиндров
2)Алюминиевая головка блока
3) Система ГРМ типа SOHC, 2 клапана на каждый цилиндр
4) Возможность увеличения рабочего объема до 2-х литров
Двигатель М10 за все время производства побывал под капотом многих автомобилей концерна, в их числе: седаны и купе под названием Neue Klasse, BMW 2 series, BMW 3 series и автомобили BMW 5 series.
Проблемы и недостатки мотора М10
1)Главная проблема этих моторов, это их огромный возраст и пробег ведь производство этих двигателей прекратилось более 30 лет назад.
2) С течением пробега либо после перегрева не редко происходит трещина в районе рубашки охлаждения, что приводит к попаданию охлаждающей жидкости в картер двигателя. Заметить попадание ОЖ можно по наличию эмульсии в моторном масле, а также по уменьшению охлаждайки в расширительном бачке. Попадание охлаждающей жидкости в моторном масле приводит к ускоренному износу трущихся деталей двигателя.
3) На больших пробегах не редко изнашиваются шатунные и коренные вкладыши, а также кулачки распредвала.
4) На этом моторе очень часто сбиваются зазоры клапанов, а гидрокомпенсаторы здесь не предусмотрены. Поэтому вооружившись щупом приходится производить самостоятельную регулировку клапанов.
Технические характеристики двигателя М10
Годы выпуска: 1962-1988
Компоновка: рядный
Кол-во цилиндров: 4
Кол-во клапанов: 8
Материал блока цилиндров: чугун
Материал головки блока: алюминий
Система питания:
Карбюратор Solex
Карбюратор Weber
Система впрыска Kugelfischer
Ход поршня:
71 мм (М115),(М116),(M10B18)
80 мм (M118),(M05)
Диаметр цилиндра:
82 мм (M115)
84 мм (M116),(M118)
89 мм (M10B18),(M05)
Степень сжатия:
6.9-10.5
Объем двигателя куб.см:
1499 см (M115)
1573 см (М116,М41,М98,М99,М10B16)
1773 см (М118)
1766 см (М10B18)
1990 см (M05, M15, M17, M43, M64 ,M10B20 M31 Turbo)
Мощность двигателя л.с./об.мин:
75-130 л.с
75/5300 (M115)
85-90/6000 (M10B16)
90/5250 (M118)
100,113-135/5800 (M05)
130/5800(M15)
Крутящий момент Нм/об.мин:
123-176 Н/м
143/3000 (M115)
123/4000 (M10B16)
143/3000 (M118)
157-167/3000-3600 (M05)
176/4500(M15)
Рекомендуемое топливо: 92
Экологический стандарт: ???
Расход топлива, л/100 км ( для автомобиля BMW E30 на механической коробке)
город: 10.7
трасса: 6.5
смешан: 9
Привод ГРМ: цепной
При замене лить: 4-4.2 литров 5W-30
Ресурс двигателя: ~300 тыс.км
Устанавливался на автомобили:
BMW 1500,1600,1800
BMW 2000,2002
BMW E21
BMW E30
BMW E12
BMW E28